МатериалыСтатьиПсихология инвестиций • Гипотеза эффективного рынка Юджина Фама

Гипотеза эффективного рынка Юджина Фама

09.07.2024

1 мин

Существует мнение, что, если тщательно проанализировать всю доступную финансовую информацию, можно спрогнозировать ситуацию на рынке и, за счет этого, получить сверхприбыль. На деле, даже самый глубокий анализ не даст точных представлений о будущей цене акций. Одна из причин — гипотеза эффективного рынка.

В чем заключается гипотеза?

Согласно гипотезе, рыночные активы всегда оценены справедливо. В моменте они имеют именно ту стоимость, которую должны иметь, исходя из доступной информации.

Автор этой теории — американский экономист Юджин Фама. Фама предположил, что никакая новость, инсайдерская информация или финансовое событие не могут повлиять на цену активов в будущем. По мнению экономиста, если данные стали известны или ситуация уже произошла, рынок отреагирует сразу.

При этом Фама убежден, что разные события могу с разной силой влиять на рыночные активы. Он дал свою оценку, насколько те или иные факторы влияют на цену акций, облигаций, валют, фьючерсов, драгметаллов.

  • Наиболее сильное влияние на рынок оказывают мультипликаторы — финансовые коэффициенты, отображающие состояние компании. Эта информация всегда точна и доступна любому инвестору. Узнать данные можно на сайте Центра раскрытия корпоративной информации. Иногда эмитенты публикуют сведения на официальных ресурсах своей компании.
  • Относительное влияние на рынок оказывают новости. Как правило, эти сведения находятся в свободном доступе в интернет-пространстве. При оценке новостей важно опираться только на надежные источники, которые обращаются к фактам, а не пересказывают финансовые слухи.
  • Менее всего стоимость ценной бумаги зависит от предыдущих цен и исторической доходности.

Используя теорию Юджина Фама, можно оптимизировать свой алгоритм оценки эмитента или финансового актива при формировании портфеля. Сначала изучите публичные отчеты эмитента и финансовые показатели бизнеса. Затем изучите новости, например, о предстоящих сделках или слияниях. Помните, если новость появилась в СМИ, она уже повлияла на стоимость актива.

Не оценивайте новости или историческую доходность в отрыве от текущих мультипликаторов, только в совокупности можно составить цельное мнение о потенциале той или иной компании.

Почему гипотеза не работает?

Согласно гипотезе Фама, все инвесторы находятся в равных рыночных условиях и одновременно владеют одинаковой информацией. В теории, они все могут достичь равных результатов.

Однако на деле, опираясь на одну и туже информацию с условно равной доступностью, инвесторы по-разному оценивают сведения. Тем самым не соблюдаются условия, обеспечивающие соблюдение принципов рыночной эффективности:

  1. Участники рынка по своей инициативе используют разный объем информации для анализа. Одни ограничатся мультипликаторами, другие изучат все СМИ и корпоративный портал в поиске потенциально интересных новостей.
  2. Количество и скорость поступающих новостей не равны — влияет дальность часовых поясов, скорость и точность перевода иностранных источников.
  3. СМИ освещают новости и события субъективно, внося разрозненность в информацию. Например, новостные порталы запрашивают экспертные комментарии ведущих экономистов и аналитиков, которые дают разную оценку одной и той же ситуации. А порой при пересказывании новости данные просто теряются или искажаются.
  4. Ожидания инвесторов в целом отличаются. На инвестиционное решение могут повлиять множество факторов, даже банальное настроение.
  5. Разный уровень знаний не позволяет в равной степени оценить будущую стоимость активов. Не все инвесторы умеют работать с мультипликаторами или понимают, какого рода новости важны для принятия инвестиционного решения, а какие — просто информационный хайп.

Если бы теория эффективного рынка действительно работала, все инвесторы работали бы по одной стратегии, близкой к индексному инвестированию. Ведь ничто не отражает рынок лучше, чем индексы. Однако, даже здесь у инвесторов условия неравны. Не все имеют возможность следовать за индексом и получить среднюю рыночную доходность, ведь чтобы самостоятельно собрать сбалансированный портфель, требуется немалый капитал. А инвестировать только в индексный фонд — значит, оставить портфель без диверсификации.

Как эффективно оценивать рынок?

Если принять во внимание вышеперечисленные факторы, то можно скорректировать теорию Юджина Фама.

Если рынок в целом оценен верно, а в отрасли не происходит серьезных изменений, то 90% компаний из этой индустрии оценены объективно.

При верной оценке рынка, наличие в портфеле лидеров потребительского сектора дает стабильный, хоть и не всегда впечатляющий результат. Опыт крупных инвесторов подтверждает эту теорию.

Например, в портфеле Уоррена Баффета почти 60 лет лежат акции Coca-Cola. За это время компания многократно выросла, и регулярно выплачивает инвесторам дивиденды.

Для действительно эффективной профессиональной оценки рынка нужно базовое понимание ключевой информации:

  1. Отраслевые тренды. Например, в 2021 году «КАМАЗ» начал выпускать электробусы. Экологическая ситуация заставляет власти заменять классический пассажирский транспорт на электрический, а «КАМАЗ» безусловный лидер в отрасли. За этот период акции компании выросли в три раза.
  2. Технологические тонкости, без которых невозможно понять перспективы компании. Компания «Яндекс» объявила о покупке интернет-портала Auto.ru. «Яндекс» — второй по популярности в РФ поисковик и главная рекламная площадка страны. Покупка расширит рекламные возможности и поможет привлечь новых клиентов.
  3. Финансовые мультипликаторы. Инвестор должен понимать, как оценить капитализацию, EBITDA и другие показатели, показывающие рост и перспективы развития эмитента.

Инвестору будет достаточно этих знаний, чтобы сформировать справедливо оцененный портфель и рассчитывать на его рост в будущем.

Поделиться:

Оставьте заявку, и мы запишем вас на бесплатную консультацию

Даю согласие на обработку Персональных данных

Возникла ошибка!