09.07.2024
1 мин
Существует мнение, что, если тщательно проанализировать всю доступную финансовую информацию, можно спрогнозировать ситуацию на рынке и, за счет этого, получить сверхприбыль. На деле, даже самый глубокий анализ не даст точных представлений о будущей цене акций. Одна из причин — гипотеза эффективного рынка.
Согласно гипотезе, рыночные активы всегда оценены справедливо. В моменте они имеют именно ту стоимость, которую должны иметь, исходя из доступной информации.
Автор этой теории — американский экономист Юджин Фама. Фама предположил, что никакая новость, инсайдерская информация или финансовое событие не могут повлиять на цену активов в будущем. По мнению экономиста, если данные стали известны или ситуация уже произошла, рынок отреагирует сразу.
При этом Фама убежден, что разные события могу с разной силой влиять на рыночные активы. Он дал свою оценку, насколько те или иные факторы влияют на цену акций, облигаций, валют, фьючерсов, драгметаллов.
Используя теорию Юджина Фама, можно оптимизировать свой алгоритм оценки эмитента или финансового актива при формировании портфеля. Сначала изучите публичные отчеты эмитента и финансовые показатели бизнеса. Затем изучите новости, например, о предстоящих сделках или слияниях. Помните, если новость появилась в СМИ, она уже повлияла на стоимость актива.
Не оценивайте новости или историческую доходность в отрыве от текущих мультипликаторов, только в совокупности можно составить цельное мнение о потенциале той или иной компании.
Согласно гипотезе Фама, все инвесторы находятся в равных рыночных условиях и одновременно владеют одинаковой информацией. В теории, они все могут достичь равных результатов.
Однако на деле, опираясь на одну и туже информацию с условно равной доступностью, инвесторы по-разному оценивают сведения. Тем самым не соблюдаются условия, обеспечивающие соблюдение принципов рыночной эффективности:
Если бы теория эффективного рынка действительно работала, все инвесторы работали бы по одной стратегии, близкой к индексному инвестированию. Ведь ничто не отражает рынок лучше, чем индексы. Однако, даже здесь у инвесторов условия неравны. Не все имеют возможность следовать за индексом и получить среднюю рыночную доходность, ведь чтобы самостоятельно собрать сбалансированный портфель, требуется немалый капитал. А инвестировать только в индексный фонд — значит, оставить портфель без диверсификации.
Если принять во внимание вышеперечисленные факторы, то можно скорректировать теорию Юджина Фама.
Если рынок в целом оценен верно, а в отрасли не происходит серьезных изменений, то 90% компаний из этой индустрии оценены объективно.
При верной оценке рынка, наличие в портфеле лидеров потребительского сектора дает стабильный, хоть и не всегда впечатляющий результат. Опыт крупных инвесторов подтверждает эту теорию.
Например, в портфеле Уоррена Баффета почти 60 лет лежат акции Coca-Cola. За это время компания многократно выросла, и регулярно выплачивает инвесторам дивиденды. |
Для действительно эффективной профессиональной оценки рынка нужно базовое понимание ключевой информации:
Инвестору будет достаточно этих знаний, чтобы сформировать справедливо оцененный портфель и рассчитывать на его рост в будущем.
Оставьте заявку, и мы запишем вас на бесплатную консультацию