Бумеры, иксеры, миллениалы и зумеры: как инвестируют поколения?

Мир стремительно развивается, каждое поколение живет в совершенно иных условиях и поэтому сильно отличается от предыдущего. Разница заметна во всем: в жизненных принципах, в отношении к деньгам и, конечно, в инвестировании. Разберемся, как инвестирую представители различных поколений, и чем отличаются их инвестиционные стратегии. 

Бумеры, зумеры… Кто есть кто? 

Впервые теория поколений была подробно изложена в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоу и Уильямом Штраусом. Согласно этой теории, каждые 20–25 лет появляется поколение с отличными ценностями и взглядами. Это объясняют разницей в жизненном опыте и влиянием различных исторических событий. 

Ученые проанализировали американское общество, начиная с 1500 годов. В результате большая часть ныне живущих взрослых людей была разделена на 4 категории: 

  1. Бумеры (поколение бэби-бума) — люди, рожденные в 1946–1964 годах. Они выросли в дефицитное послевоенное время, когда еще не было интернета. Очень сильны духом и консервативны в своих предпочтениях. 
  1. Иксеры (поколение X) — родились в 1965–1980 годах, в период компьютеризации. Эти люди росли на стыке старого и нового, поэтому им свойственна ностальгия по ушедшим временам одновременно с тягой к современным благам. Самостоятельны и предпочитают опираться на собственный опыт. 
  1. Миллениалы (поколение Y) — рожденные в 1980–1996 годах. Самая многочисленная часть экономически активного населения. Это амбициозное поколение, которое не боится перемен и легко адаптируется к меняющимся обстоятельствам. 
  1. Зумеры (поколение Z) — родились после 1997 года. Они с детства на «ты» с современными технологиями. Приверженцы свободы и индивидуализма, тем не менее, зумеры осторожны в своих поступках. 

Условия, в которых росли все эти поколения, так или иначе наложили отпечаток на их жизненный уклад. В инвестициях люди разных поколений тоже ведут себя по-разному. 

Общие тенденции

Если в общих чертах оценить, как менялись инвестиционные предпочтения — можно сказать, что общество перешло от сдержанности и осторожности к свободе и риску. 

Взрослые поколения (бумеры и иксеры) более консервативны в своих инвестиционных стратегиях. Из-за ориентации на общество, для этих людей риск провала гораздо страшнее, они страшатся осуждения в глазах окружающих. А еще им знакомы потери и бедность после войны и в перестроечное время. Поэтому они предпочитают синицу в руках. Возрастные инвесторы ориентированы на получение постоянного дохода — купонного дохода по облигациям, процентов по вкладам. Как правило, они инвестируют основательно и на длительный срок.

Молодое поколение (миллениалы, зуммеры) выросли в относительной безопасности и благополучии, а еще не переживают за то, что скажут другие. Поэтому они смелее распоряжаются капиталом и больше рискуют. Молодые инвесторы ориентированы на быстрые результаты, поэтому их горизонт инвестирования редко превышает 5 лет. 

Разные подходы в инвестировании дают разные результаты. Банк России регулярно собирает статистику по клиентам на брокерском обслуживании, в том числе с учетом возрастных групп. Вот основные выводы, которые можно выделить из графиков: 

  • Больше всего на бирже инвесторов в возрасте от 20 до 50 лет. При этом основная часть активов сосредоточена у взрослого населения — от 40 лет и старше. 
  • Более взрослые инвесторы получают доходность выше, чем молодое поколение. 
  • Наиболее широко диверсифицируют портфели клиенты в возрасте 30–50 лет — они используют в среднем 12 инструментов. Молодежь меньше уделяет время диверсификации, а возрастные инвесторы от 50 лет используют всего от 4 до 6 инструментов. 
  • Возрастные инвесторы чаще прибегают к услугам финансовых консультантов и доверительных управляющих. 
  • Инвесторы среднего возраста, как наиболее финансово активная категория, часто пользуются ПИФами и прибегают к маржинальной торговле. 

Портрет инвестора по поколениям

Рассмотрим подробнее, как инвестируют разные поколения. 

Бумеры
Самые консервативные и прагматичные инвесторы. В своем выборе они ориентируются на традиционность и устои, а черпать полезную информацию предпочитают из газет или телевидения. Бумеры предпочитают банковские вклады и инвестиции в недвижимость, как наиболее надежный вариант вложений. Они редко обращаются к фондовой бирже, и из-за недоверия в основном предпочитают облигации или золото. Еще одна отличительная особенность бумеров — они редко ребалансируют свои портфели, предпочитая практически ничего не менять в их составе.

Иксеры 
Поколение, которое привыкло рассчитывать только на себя, той же тактики придерживается и в инвестициях. Иксеры активно используют информацию из самых разных источников, подвергая ее тщательному анализу — ведь это основа их инвестиционных решений. Они более свободно выбирают инструменты, но каждый свой выбор тщательно продумывают. Иксеры по-прежнему предпочитают надежность недвижимости и банковских вкладов, однако не пренебрегают и биржевыми инструментами. В их портфелях в равных долях могут оказаться облигации, акции и фонды. Отдают предпочтение технологичным компаниям, которые на пике своего развития. 

Миллениалы
Поколение, которое выбирает скорость и быстро принимает решения. Миллениалы также мастерски оперируют информацией, но предпочитают с ее помощью упростить себе жизнь. Например, вложиться в готовую стратегию, ПИФ или индексный фонд, повторяющий рынок. При этом они не боятся рисковать и часто ведут себя агрессивно. Миллениалы редко используют консервативные банковские вклады и почти не формируют сбережения, отдавая предпочтение краткосрочным сделкам и быстрым победам.

Зумеры
Зумер — самая малочисленная категория инвесторов на фондовой бирже, и в то же время самая рискованная. Чаще всего они выбирают акции, при этом они совершают много сделок и в целом очень активно ведут себя на фондовой бирже. Такие инструменты, как банковские депозиты и недвижимость, совсем их не привлекают. И дело здесь не только в недоверии и в стремлении быстро получить результат, чаще всего у зумеров нет больших капиталов. Поэтому их инвестиционные решения продиктованы не прагматичностью и целями, а жаждой экспериментов. 

Вывод

Несмотря на то, что зуммеров пока мало среди инвесторов, а их капиталы составляют лишь небольшую часть на фондовой бирже, именно они, вместе с миллениалами, формируют будущее инвестиций прямо сейчас. Эти поколения диктуют тренды и задают направление на инвестиционном рынке. А это значит, что спрос будет и дальше смещаться с консервативных инструментов в сторону акций, а с долгосрочного инвестирования в сторону коротких горизонтов. Меняется и направленность инвестиций, более молодые поколения принимают во внимание текущие условия, поэтому стремятся поддерживать экологическую повестку и участвовать в развитии технологий. 

Но самое главное, что отличает молодых инвесторов от возрастных — это свобода и желание самовыражения. Именно эти черты заставят все инвестиционное сообщество прислушаться к требованиям своей аудитории и меняться навстречу ее потребностям. 

Курс с теорией и практикой от по-настоящему успешных инвесторов и действующих аналитиков банка
Мы используем файлы cookie