Показатели рентабельности: когда стоит покупать бумаги компании

Цель бизнеса — приносить прибыль и быть рентабельным. Чем выше показатель рентабельности, тем привлекательнее бизнес для владельца и инвесторов. В этой статье учимся оценивать рентабельность компании. 

Что значит «быть рентабельным» и как рассчитать эти показатели

Рентабельность — экономический показатель, который характеризует чистую прибыль или убыток от вложений в конкретном временном периоде. Обычно он выражается в процентном отношении к первоначальной величине инвестиций. Этот показатель важен для всех участников финансового рынка. 

Опираясь на показатели рентабельности: 

  • Собственник бизнеса сравнивает эффективность работы с аналогичным показателем у конкурентов, выстраивает стратегию, которая поможет минимизировать затраты и будет контролировать ценообразование.
  • Инвестор оценивает целесообразность покупки ценных бумаг компании.
  • Кредиторы анализируют, сможет ли компания без задержек погасить долги.

Виды рентабельности

Чтобы рассчитать эффективность компании, инвесторы определяют следующие показатели рентабельности. 

  • Рентабельность активов (ROA);
  • Рентабельность собственного капитала (ROE);
  • Рентабельность инвестиций (ROI);
  • Чистая рентабельность (ROS).

Рентабельность активов (ROA). Показывает сколько бизнес зарабатывает денег, учитывая потенциал, который в нем заложен. Рассчитывается по формуле:

В качестве примера рассмотрим две компании. У одной — чистая прибыль $2 млн, у второй — $1 млн. Какая из них эффективнее? Кажется, что первая. Но для точной оценки возьмем еще один показатель — активы, которые задействованы. К ним относится имущество: оборудование, техника, сырье, деньги.

Если в первой компании их общая стоимость составляет $100 млн долларов, то ее рентабельность — всего 2%. При этом рентабельность второй компании может оказаться выше, даже при учете меньшей прибыли. 

Если рентабельность ниже нуля, то компания несет убытки. Таким образом, чем выше рентабельность, тем эффективнее используются активы. 

Рентабельность собственного капитала (ROE). Его величина показывает отдачу от вложения в бизнес собственного капитала. К капиталу относятся уставный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль и другие резервы. Это показатель того, как работают денежные средства, вложенные в компанию. Рассчитывается по формуле: 

Если рентабельность капитала всего 3% в год, а банк предлагает депозит под 9%, то встает вопрос о целесообразности такого бизнеса.

Рентабельность инвестиций (ROI). Этот показатель помогает оценить экономическую целесообразность инвестиционного проекта. Он показывает на сколько процентов удалось вернуть вложения от инвестиций в проект. 

Рассмотрим на примере. В открытие кофейни вы инвестировали $15 000. За два года чистая прибыль составляет $21 000. Формула подсчета выглядит так:

Вывод: бизнес рентабельный на 40%.

Особенности применения показателей в инвестициях

Есть четыре правила, на которые следует опираться, когда вы пытаетесь применить знания о рентабельности в выборе ценных бумаг.

  1. Не искать нормативных значений. Не существует единого показателя рентабельности по всем отраслям. Инвестор сравнивает показатели с аналогичными показателями прошлого периода, со средним значением по отрасли и с аналогичными показателями конкурентов.
  2. Анализировать динамику. Инвесторы берут отчетный период 3–5 лет и оценивают рентабельность компании. Рост значения — признак стабильного развития бизнеса.
  3. Оценивать в комплексе. Расчет одного показателя рентабельности не покажет объективной картины работы компании. Если рентабельность отрицательная — компания убыточная. Для остальных случаев необходимо оценивать общую экономическая ситуацию в стране и в мире.
  4. Сравнивать в пределах одной отрасли. Нельзя сравнивать рентабельность компаний из разных отраслей экономики. Например, IT-отрасль не нуждается в больших объемах основных фондов, чтобы генерировать высокую прибыль. А отрасль нефтедобычи, наоборот, не может без них развиваться. При одинаковых условиях рентабельность в первом случае будет выше.
Резюме
  • Показатели рентабельности помогают сравнивать свой бизнес с конкурентами, и показывают сколько денег вложили в бизнес и насколько в результате он окупился.
  • Коэффициенты рентабельности показывают отдачу компании или проекта на вложенный капитал. Чем выше значение, тем эффективнее используются вложения.
  • Для инвестора интерес представляют показатели рентабельности активов, собственного капитала и инвестиций.
Курс с теорией и практикой от по-настоящему успешных инвесторов и действующих аналитиков банка
Мы используем файлы cookie