16.05.2025
3 мин
Один из ключевых коэффициентов, позволяющих эффективно оценить инвестиционную привлекательность компании — это P/E. Зачем нужен мультипликатор, как его правильно интерпретировать для анализа бизнеса, чтобы принять обоснованные решения в сфере инвестиций — в статье.
Инвесторы широко применяют различные рыночные мультипликаторы, чтобы определить, насколько привлекательны те или иные активы для инвестирования. Среди них — коэффициент P/E. Он показывает соотношение рыночной стоимости акции к прибыли, которую генерирует компания. Показатель демонстрирует, сколько денег инвестор готов заплатить за каждую денежную единицу прибыли, получаемой от компании.
Этот мультипликатор не актуален для бизнеса с убытками, поскольку для его расчета требуется положительная чистая прибыль. Поэтому P/E не подходит для стартапов, которые только начинают получать доход. Если коэффициент в отчете компании обозначен как N/A (неприменимо), это указывает на отсутствие данных о прибыли, например, из-за реорганизации или реструктуризации, что делает вычисление мультипликатора нецелесообразным.
Чтобы рассчитать этот мультипликатор, выполните следующие шаги:
Ее можно посмотреть в приложении брокера, на сайте фондовой биржи или на аналитических сайтах, где размещаются актуальные котировки.
Данные для расчета можно найти в актуальных финансовых отчетах интересующей вас компании.
Например, если у компании чистая прибыль 100 миллионов рублей и в обращении находится 37 миллионов акций, расчет прибыли на акцию будет следующим: EPS=100 млн руб./37 млн акций≈2,7 руб. Если цена одной акции составляет 140 рублей, тогда: P/E=140/2,7≈51,85.
Инвесторы могут также заранее найти рассчитанные коэффициенты в приложениях, предоставляемых брокерами. Для этого достаточно перейти в раздел «Информация о компании» и выбрать интересующий показатель.
Мультипликатор делится на несколько типов, каждый из которых имеет особенности и применяется в разных ситуациях:
Вот несколько ключевых направлений, в которых мультипликатор играет значительную роль.
У коэффициента «цена/прибыль» есть ограничения. Он не учитывает такие ключевые факторы, как уровень долговой нагрузки компании и ее обязательства по налогам.
Способы расчета прибыли могут значительно варьироваться между различными организациями. Поэтому использовать P/E в качестве единственного показателя для принятия инвестиционных решений — не лучшая идея. Важно также обращать внимание на прогнозные (форвардные) значения.
Показатель прибыли может быть некорректным из-за возможных разовых расходов у бизнеса или неожиданной сверхдоходности. Компании с быстро растущей прибылью часто имеют высокий P/E, но это не всегда признак переоценённости — просто рынок ожидает ускорения роста. Например, без учета будущих перспектив можно ошибочно посчитать компанию дорогой.
Коэффициент P/E может терять свою информативность при анализе предприятий, деятельность которых напрямую зависит от бизнес-циклов, таких как, например, нефтяные или металлургические компании. Поэтому при использовании этого показателя стоит внимательно изучать финансовые отчеты бизнеса и отслеживать изменения в его результатах на протяжении нескольких лет.
Сравнение коэффициентов P/E между разными компаниями формирует неполное представление или затрудняет правильную интерпретацию мультипликатора, особенно из-за различий в учетной политике и цикличности бизнеса.
Для более точной оценки акций инвесторы часто используют коэффициент P/E в сочетании с другими финансовыми метриками. Кроме этого, важно учитывать рыночные условия и тенденции в отрасли. Это позволит принимать более обоснованные и рациональные инвестиционные решения.
Оставьте заявку, и мы запишем вас на бесплатную консультацию