28.07.2023
2 мин
Фондовый пузырь — один из главных страхов инвестора. Он прочно ассоциируется с обвалом рынка, резким падением котировок, убытками и финансовыми потерями. При этом сообщения и прогнозы о новом назревающем пузыре и грядущем крахе постоянно мелькают в ленте новостей. Что такое рыночный пузырь, как его распознать и как вести себя при его появлении, разберем в этой статье.
У рыночных пузырей длинная история. Первый в истории описанный случай — тюльпанная мания в Голландии в XVII веке. А сто лет спустя, в 1720-м, случился первый финансовый пузырь, затронувший биржевые инструменты — это крах «Компании Южных Морей» (The South Sea Company) на Лондонской бирже. Считается, что сам термин «пузырь» (bubble) появился как раз после этой ситуации. При этом первоначально «пузырями» называли мошеннические, спекулятивные организации, по сути, финансовые пирамиды. И только позже понятие приобрело современное значение.
Финансовый пузырь — это ситуация, при которой фактическая рыночная цена актива устойчиво превышает его фундаментальную стоимость. Если говорить конкретно о рынке акций, то это быстрый рост стоимости бумаги на десятки, а то и сотни процентов без объективных причин и фундаментального обоснования.
Самый яркий пример фондового пузыря — это «пузырь доткомов» конца XX века. В 90-х годах наступил период активного развития интернета. Вокруг новой индустрии развивался ажиотаж: стартапы, ориентированные на онлайн-сегмент, возникали ежедневно. Главной биржей для таких компаний стала технологическая площадка NASDAQ. Там они размещали свои акции и привлекали инвесторов. Цены на бумаги доткомов постоянно росли. В августе 1995 г. индекс NASDAQ Composite закрылся на отметке 1005 пунктов, а 10 марта 2001 года индикатор достиг пика в 5132 пункта. Некоторые компании росли за неделю на 50%. Но затем пузырь «лопнул»: индекс NASDAQ начал стремительно снижаться и в сентябре 2002 закрылся на отметке в 1185 пунктов. Обанкротилось огромное количество интернет-стартапов. Даже те компании, которые пережили кризис, понесли огромные убытки.
Звучит парадоксально, но признать появление пузыря можно только после его сдувания. Сам по себе резкий рост котировок не говорит об этом явлении: рынку свойственны колебания, движения вверх и вниз. Поэтому для констатации рыночного пузыря нужно выявить сразу несколько признаков одновременно:
Известные американские экономисты Чарльз Киндлбергер и Роберт Алибер считали, что фондовый пузырь — это рост цен на акции в течение от пятнадцати до сорока месяцев, которое сменяется резким падением. Однако стоит отметить, что авторы исследовали «макро пузыри», которые оказывают влияние на всю экономику. Чаще встречаются bubble-явления более мелких масштабов, в рамках которых акции растут меньшее количество времени.
Экономист Фредерик Мишкин предложил в качестве критерия выявления пузыря использовать 20%-е снижение фондовых индексов. По мнению бывшего главы ФРС США Алана Гринспена, можно констатировать наличие фондового пузыря при падении рынка на 30-40% в течение недель или нескольких месяцев.
Маржинальный долг — это деньги, которые брокеры одолжили инвесторам на покупку бумаг. Когда на рынке возникает ажиотаж, а он всегда сопровождает зарождение пузырей, основная масса участников рынка стремится схватить побольше популярных бумаг. Если вы замечаете подобную тенденцию, лучше держаться от этих акций подальше.
«Оракул из Омахи», основатель инвесткомпании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет назвал этот индикатор лучшим показателем для оценки рынка. Он рассчитывается как соотношение суммарной рыночной стоимости фондового рынка к ВВП страны. «Если в процентах это соотношение падает до уровня 70% или 80%, то, вероятно, покупка акций сейчас обернется хорошей выгодой. Если соотношение приближается к 200%, как это было в 1999-м и частично в 2000 году, — то вы играете с огнем» — описывал принцип действия индикатора сам Баффет в 2001 году. Однако, по мнению ряда экономистов, этот показатель не применим к развивающимся экономикам.
Этот индикатор сравнивает текущую стоимость фондового рынка со средней прибылью компаний за 10 лет с поправкой на инфляцию. Чем больше значение, тем сильнее переоценена компания. Например, на пике «пузыря доткомов» индикатор дошел до максимума в 44 пункта. В обычное время он находится в диапазоне от 5 до 25 пунктов.
В основе формирования портфеля и выбора бумаг должен лежать фундаментальный анализ, а не погоня за популярными и разрекламированными активами. Стоит всегда оценивать, перегрет ли рынок, и добавлять в портфель защитные активы. Также не нужно забывать о необходимости периодической ребалансировки.
Если вы вдруг оказались владельцем бумаги, которая неожиданно пошла в рост, лучше продать ее на подъеме, не пытаясь вычислить максимум. Есть риск остаться в убытке.
Оставьте заявку, и мы запишем вас на бесплатную консультацию