01.03.2024
1 мин
Если у частного инвестора возникают жалобы на брокера, то он может обратиться в Центробанк: через интернет-приемную или лично. Но сейчас обсуждают возможность подключения к спорам ещё одного уполномоченного лица — финансового омбудсмена. Эта должность появилась в России в 2018 году, и он занимается преимущественно решением конфликтных ситуаций, связанных со страхованием. Какие претензии граждан рассматривает финансовый омбудсмен и когда к нему стоит обращаться — разберем в статье.
Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный — это должностное лицо, действующее на основании Закона № 123-ФЗ, которое помогает решать денежные споры между физлицами и финансовыми организациями до суда. Таким образом, обращение к финансовому омбудсмену позволяет избежать долгих судебных тяжб.
Более того, досудебное рассмотрение споров у омбудсмена является обязательным. Подать заявление в суд по тем ситуациям, которые вправе решать финомбудсмен, можно только при наличии его вердикта. По закону, компании обязаны исполнять решения финансового омбудсмена.
С физическими лицами, которые пользовались услугами финорганизации и теперь имеют претензии к ее работе, Служба омбудсмена работает бесплатно. Но если потребитель уступает другому лицу свое право требования, например, долга с финансовой организации, то такие обращения рассматриваются на платной основе. Плата составляет 15 тыс. рублей за каждое обращение.
Финомбудсмен действует не в одиночку. В России создана Служба финансового уполномоченного, в которой работают:
Главным финансовым уполномоченным может стать гражданин России не моложе 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы в сфере финансового рынка не менее 5 лет либо стаж работы судьей не менее 10 лет.
Кандидатуру на пост Главного финансового уполномоченного предлагает Председатель Банка России по согласованию с Президентом. Финальное назначение проводит Совет директоров ЦБ. С 2018 года должность Главного финансового уполномоченного занимает Юрий Воронин.
Сейчас финансовый омбудсмен решает споры со следующими организациями:
Но, как отмечает сам Юрий Воронин, большая часть всех жалоб потребителей связано с автострахованием. Так, например, в I кв. 2023 в службу поступило более 35 тысяч обращений, из которых 31 тысяча касалась страховых организаций. 80% жалоб приходится на вопросы ОСАГО.
На сайте Банка России опубликован реестр финансовых организаций, которые обязаны взаимодействовать со Службой финансового омбудсмена.
Служба финансовых омбудсменов рассматривает следующие споры:
Примеры споров, которые может решить финансовый омбудсмен:
потребитель не согласен с суммой страхового возмещения или вообще с отказом в выплате
потребитель считает, что банк навязал ему дополнительные услуги, за которые взял плату
потребитель не согласен с расчетом процентов, удержанных ломбардом
потребитель считает, что ему неверно рассчитали пени и т.д.
Возможный алгоритм действий:
На сайте Банка России указано, что при возникновении споров со страховой компанией потребитель должен сначала обратиться для урегулирования споров к самому страховщику. Если ответа не последовало, или он оказался неудовлетворительным, то идти за разрешением ситуации к финомбудсмену.
Сделать это можно на официальном сайте Службы финансовых уполномоченных.
Обращение нужно направить по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3, получатель — АНО «СОДФУ»
Оставьте заявку, и мы запишем вас на бесплатную консультацию