Главная • women-invest
МатериалыСтатьиРазбираемся в инвестициях • Финансовый омбудсмен: кто это и зачем к нему обращаться?

Финансовый омбудсмен: кто это и зачем к нему обращаться?

01.03.2024

1 мин

Если у частного инвестора возникают жалобы на брокера, то он может обратиться в Центробанк: через интернет-приемную или лично. Но сейчас обсуждают возможность подключения к спорам ещё одного уполномоченного лица — финансового омбудсмена. Эта должность появилась в России в 2018 году, и он занимается преимущественно решением конфликтных ситуаций, связанных со страхованием. Какие претензии граждан рассматривает финансовый омбудсмен и когда к нему стоит обращаться — разберем в статье.

Кто такой финансовый омбудсмен?

Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный — это должностное лицо, действующее на основании Закона № 123-ФЗ, которое помогает решать денежные споры между физлицами и финансовыми организациями до суда. Таким образом, обращение к финансовому омбудсмену позволяет избежать долгих судебных тяжб.

Более того, досудебное рассмотрение споров у омбудсмена является обязательным. Подать заявление в суд по тем ситуациям, которые вправе решать финомбудсмен, можно только при наличии его вердикта. По закону, компании обязаны исполнять решения финансового омбудсмена.

С физическими лицами, которые пользовались услугами финорганизации и теперь имеют претензии к ее работе, Служба омбудсмена работает бесплатно. Но если потребитель уступает другому лицу свое право требования, например, долга с финансовой организации, то такие обращения рассматриваются на платной основе. Плата составляет 15 тыс. рублей за каждое обращение.  

Финомбудсмен действует не в одиночку. В России создана Служба финансового уполномоченного, в которой работают:

  • Главный финансовый уполномоченный
  • Финансовые уполномоченные в разных сферах финуслуг
  • Совет службы фин-уполномоченного
  • Экспертный совет и пр.

Кто может стать финансовым омбудсменом?

Главным финансовым уполномоченным может стать гражданин России не моложе 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы в сфере финансового рынка не менее 5 лет либо стаж работы судьей не менее 10 лет.     

Кандидатуру на пост Главного финансового уполномоченного предлагает Председатель Банка России по согласованию с Президентом. Финальное назначение проводит Совет директоров ЦБ. С 2018 года должность Главного финансового уполномоченного занимает Юрий Воронин.   

Какие споры рассматривает финансовый омбудсмен? 

Сейчас финансовый омбудсмен решает споры со следующими организациями:

  • страховыми компаниями
  • МФО
  • кредитными организациями (банками и небанковскими структурами)
  • кредитными потребительскими кооперативами
  • ломбардами
  • НПФ

Но, как отмечает сам Юрий Воронин, большая часть всех жалоб потребителей связано с автострахованием. Так, например, в I кв. 2023 в службу поступило более 35 тысяч обращений, из которых 31 тысяча касалась страховых организаций. 80% жалоб приходится на вопросы ОСАГО.  

На сайте Банка России опубликован реестр финансовых организаций, которые обязаны взаимодействовать со Службой финансового омбудсмена.

Служба финансовых омбудсменов рассматривает следующие споры:

  • на сумму не более 500 тыс. рублей, за исключением вопросов ОСАГО и спорам с НПФ — по таким делам сумма претензий не ограничена;
  • с момента возникновения спорной ситуации прошло не более 3-х лет.

Примеры споров, которые может решить финансовый омбудсмен:

  • со страховой компанией

потребитель не согласен с суммой страхового возмещения или вообще с отказом в выплате

  • с кредитной организацией

потребитель считает, что банк навязал ему дополнительные услуги, за которые взял плату

  • с ломабрдом

потребитель не согласен с расчетом процентов, удержанных ломбардом

  • с МФО

потребитель считает, что ему неверно рассчитали пени и т.д.

Как можно обратиться?

Возможный алгоритм действий:

  1. Направить претензию в финансовую организацию

На сайте Банка России указано, что при возникновении споров со страховой компанией потребитель должен сначала обратиться для урегулирования споров к самому страховщику. Если ответа не последовало, или он оказался неудовлетворительным, то идти за разрешением ситуации к финомбудсмену.

  1. Проверить, подлежит ли ваш спор рассмотрению со стороны финомбудсмена

Сделать это можно на официальном сайте Службы финансовых уполномоченных.

  1. Подать обращение финансовому уполномоченному
    1. в электронной форме
      1. на официальном сайте финансовых уполномоченных создать личный кабинет, подать заявление
      2. подать обращение финансовому уполномоченному можно также на сайте Госуслуг
    2. по почте

Обращение нужно направить по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3, получатель — АНО «СОДФУ»

Выводы

  1. Финансовый омбудсмен — это уполномоченное лицо, которое рассматривает претензии потребителей к финансовым организациям
  2. Большинство споров, которые разбирает финуполномоченный, касаются страховых компаний
  3. По закону, потребитель сначала должен обратиться с претензией к финансовому омбудсмену и только после этого, если он будет не удовлетворен его решением, идти в суд
  4. С физлицами омбудсмен работает бесплатно 

Поделиться:

Оставьте заявку, и мы запишем вас на бесплатную консультацию

Даю согласие на обработку Персональных данных

Возникла ошибка!
Мы используем файлы cookie